ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года
К принципам социального обслуживания, провозглашаемым новым Законом, относятся:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социального обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
3) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Новые и уточненные понятия, связанные с социальным обслуживанием
Закон об основах социального обслуживания вводит ряд новых специфических понятий и уточняет некоторые существующие.
Социальная услуга понимается как действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Термин "клиент социальной службы" меняется на "получатель социальных услуг" (далее - ПСУ) - это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (социальные услуги).
Вводится понятие "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности. Отметим, если исходить из приведенной формулировки, то профилактика согласно новому Закону направлена не на предупреждение первоначального появления проблем - речь идет о выявлении и устранении причин, которые уже привели к появлению проблем. Такая профилактика осуществляется путем обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, а также анализа данных государственной статистической отчетности, проведения выборочных соцопросов.
Наряду с этим в новом Законе отсутствует понятие "трудная жизненная ситуация", которое очень широко применялось в практике социального обслуживания. Вместо него вводится понятие "нуждаемость в социальном обслуживании". Гражданин признается нуждающимся в случае, если существуют следующие обстоятельства:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;
2) наличие в семье инвалида (в том числе ребенка-инвалида), нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством), испытывающего трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, а также отсутствие попечения над ними;
5) существование в семье насилия, внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, имеющими наркотическую или алкогольную зависимость, пристрастие к азартным играм либо страдающими психическими расстройствами;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизни.
Обратим внимание, что перечень ситуаций нуждаемости дан закрытым списком, хотя субъекты РФ вправе его и расширять. Не исключено, что при расширении будут применяться такие формулировки (например, "и другие обстоятельства"), что под нуждаемостью в социальных услугах будет пониматься все подряд, как это сейчас происходит с "трудной жизненной ситуацией".
Также в Законе появляется понятие "социальное сопровождение" - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется на основе межведомственного взаимодействия путем привлечения соответствующих организаций.
Новые формы и виды социального обслуживания
Закон об основах социального обслуживания выделяет три вида предоставления социальных услуг:
1) социальное обслуживание на дому;
2) полустационарное обслуживание - предоставление социальных услуг в определенное время суток;
3) стационарное обслуживание - предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации социального обслуживания.
Сами же услуги делятся на восемь видов:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности ПСУ в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья ПСУ путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за ПСУ для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния ПСУ для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности ПСУ, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов ПСУ;
7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные - обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, юридической, экстренной психологической помощи (с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей), иные срочные социальные услуги.
Новая структура видов услуг в корне отличается от существующей: в ней уже не выделяется материальная помощь, консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта.
Новые основания для бесплатного социального обслуживания
В соответствии с новым Законом из числа лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, исключаются безработные граждане. Такое право сохраняется за несовершеннолетними детьми. Также право на бесплатное социальное обслуживание на дому и в полустационарной форме будут иметь любые лица, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг. Данная величина установлена в каждом регионе законом субъекта РФ, но она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.(Установлен на основании ЗАКОНА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО N 101-ОЗ от 13 ноября 2014 года полуторной величине прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области)
Индивидуальная программа социального обслуживания
Ключевым элементом социального обслуживания становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Программа составляется в двух экземплярах в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Она носит рекомендательный характер для ПСУ и обязательный - для поставщика услуг. Пересматривается такая программа не реже 1 раза в 3 года.
Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования социального обслуживания. Обращаться за получением социальных услуг гражданам теперь следует только в региональный орган соцзащиты. Этот же орган решает, признать или не признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается за обслуживанием к тому или иному поставщику социальных услуг. Таким образом, четко разделяются функции заказчика и поставщика услуги: сам поставщик, по крайней мере формально, теперь не имеет отношения ни к принятию решений, ни к составлению программы. Однако следует отметить, что пока региональные органы соцзащиты вряд ли будут готовы компетентно выполнять указанные функции и, скорее всего, фактически этим будут заниматься те же, что и сейчас, - учреждения социального обслуживания. Форма заявления о предоставлении социальных услуг, примерная форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы услуг и рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах должен утвердить Минтруд.
Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы.
Порядок предоставления социальных услуг
Закон об основах социального обслуживания требует, чтобы по каждой социальной услуге был установлен порядок предоставления. Этот документ должен включать в себя следующее:
1) наименование услуги;
2) стандарт услуги;
3) правила предоставления услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для получения услуги, с указанием, что должен представить ПСУ и что предоставляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия или получателем по собственной инициативе;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления услуги;
5) условия предоставления услуги, в том числе условия доступности для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) иные необходимые для предоставления услуги положения.
Реестр поставщиков и регистр получателей социальных услуг
Реестр поставщиков социальных услуг должен вестись в субъекте РФ и размещаться на сайте регионального органа социальной защиты населения. Включение в реестр поставщиков осуществляется на добровольной основе.
Значимым обстоятельством является то, что наличие поставщика в реестре служит основанием для выплаты поставщику компенсации из бюджета, если поставщик не участвует в выполнении государственного задания (заказа), но оказывает гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Иными словами, гражданин, получивший в региональном органе соцзащиты свою индивидуальную программу, имеет право обратиться за этим обслуживанием не только в государственное учреждение, но и к другому поставщику, при этом полностью или частично оплата этого обслуживания будет производиться за счет бюджетных средств. Порядок выплаты и размер компенсации должны быть установлены нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Регистр ПСУ также ведется в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, но в отличие от вышеуказанного реестра эта информация уже не является открытой.
№ п/п |
122 ФЗ |
442 ФЗ |
Примечание |
1 |
Мужчины 60 лет, женщины 55 лет и инвалиды при отсутствии противопоказаний к обслуживанию на дому |
Индивидуальная нуждаемость, отсутствие противопоказаний |
На основании нуждаемости осуществляется выбор формы предоставления социальных услуг: на дому, полустационарная, стационарная, срочная, социальное сопровождение. |
2 |
Зачисление на обслуживания на основании статуса - пенсионер, инвалид. (Возникновение прав). |
Зачисление на основании признания нуждающимся в социальных услугах |
Утверждены основания для признания нуждающимся. Переданы полномочия. |
3 |
Индивидуальная оценка нуждаемости |
Индивидуальная оценка нуждаемости в государственных услугах |
Определяется комиссионно. Могут учитываться рекомендации попечительского совета учреждения |
4 |
Финансирование учреждения на основании сметы |
Подушевое финансовое обеспечение поставщиков социальных услуг (это может быть и не учреждение, а частное лицо-ИП, либо юр. лицо, осуществляющего деятельность по оказанию социальных услуг) |
Возмещение затрат на оказание социальных услуг поставщику социальных услуг, занесенному в регистр поставщиков на основании реестра ПСУ. |
5 |
Муниципальное задание на основании сметы |
Подушевое финансовое обеспечение на выполнение муниципального задания |
Возмещение расходов поставщику на основании соглашения к выполнению муниципального задания |
6 |
Обслуживаемый гражданин – пенсионер или инвалид |
Получатель социальных услуг (ПСУ) |
|
7 |
План ухода на основании акта оценки нуждаемости в услугах гарантированных и дополнительных. Нет различий в финансировании оказания услуг. |
Индивидуальная программа оказания социальных услуг. Услуги оказываются только на основании нуждаемости (государственные). Дополнительных нет. На дополнительные услуги финансирование не выделяется. |
Дополнительные услуги могут оказываться на основании письменного заявления ПСУ |
8 |
Оплата гарантированных социальных услуг. На основании размера пенсии обслуживаемого: бесплатно, частичная оплата, полная оплата. Дополнительные услуги 100% оплата на основании установленных тарифов. |
На основании ЗАКОНА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО N 101-ОЗ от 13 ноября 2014 года полуторной величине прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области). 150% ВПМ на основании дохода ПСУ |
Дополнительные услуги оплачиваются 100% за счет средств ПСУ |
9 |
Тарифы на оказания гарантированных и дополнительных социальных услуг |
Стоимость социальной услуги |
В КО ПСУ оплачивает только 4% реальной стоимости социальных услуг, на основании тарифов. |
10 |
Заявление о предоставлении социального обслуживания на дому подается в учреждение |
Форма заявления утверждена министерством. ПСУ пишет заявление Поставщику социальных услуг. |
ПСУ имеет право выбора поставщика социальных услуг. |
11 |
Договор на социальное обслуживание на дому, социально-медицинское обслуживание на дому с учреждением расположенным в районе проживания обслуживаемого. Перезаключается ежегодно. Может быть сроком до шести месяцев |
Договор между поставщиком социальных услуг и ПСУ заключается бессрочно либо до исполнения сторонами своих обязательств |
Договор может быть срочным (до шести месяцев) и бессрочным. Договор гражданско-правовой формы в соответствии с ГК РФ |
12 |
Семейные пары пенсионеров или инвалидов |
Получатель социальных услуг (ПСУ) |
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания - подушевое |
13 |
Кратность посещения не менее двух раз в неделю |
Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах, согласно программы, которая пересматривается не реже одного раза в 3 года |
|
14 |
Ко-во обслуживаемых граждан ком сектор -8 человек, частный – 4 человека на одного социального работника. |
Кол-во обслуживаемых ПСУ на основании нормирования труда |
Повременные нормативы оказания услуг, утверждены Министерством. |
15 |
Ежемесячный перечень согласованных социальных услуг |
Акт выполненных работ |
Составляется ежемесячно |
16 |
Оплата социальных услуг на дому вносится в кассу учреждения на основании квитанции по факту выполненных услуг |
Оплата вносится ПСУ безналично либо в кассу поставщика СУ по квитанции после подписания АВР либо авансом. |
|
17 |
Контроль качества оказания социальных услуг, осуществляется вышестоящими организациями, уполномоченными органами, должностными лицами учреждения. |
Контроль качества оказания социальных услуг, осуществляется уполномоченными организациями и лицами, поставщиком СУ на основании нормативных документов. Независимая оценка качества (общественный контроль) |
|
18 |
Противоборство коррупции в виде договора о полной материальной ответственности между сотрудником и работодателем |
Кодекс этики, утвержденный министерством, законодательная база в виде ФЗ, защита персональных данных |
|
19 |
Требования к профессиональной деятельности, закреплены в должностной инструкции |
Утвержден профессиональный стандарт |
|
20 |
Информирование населения. Предусмотрен заявительный характер |
Профилактика условий ухудшающих жизнедеятельность закреплены в принципах ФЗ. Наличие официальных сайтов учреждения. Доступность информации об учреждении на основании принципа доступности и прозрачности на порталах (baz.gov.ru) и.т.д. Заявитель может обратиться через телекоммуникационные каналы, МФЦ |
Оказание государственной услуги – зачисление на социальное обслуживание |
Памятка по критериям признания нуждающимся в соответствии с 442ФЗ
Оценка индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания регулирует порядок определения индивидуальной потребности в социальных услугах граждан, обратившихся за социальным обслуживанием.
Оценка индивидуальной нуждаемости проводится для граждан, обратившихся для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и стационарной форме социального обслуживания.
Действие законодательства распространяется на:
Граждан нуждающихся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, а именно:
- наличия у гражданина психологического состояния, представляющего угрозу для его жизни и здоровья, в том числе наличия суицидальных намерений (в следствии межличностных конфликтов, психологических травм, пережитых кризисных ситуаций)
-наличия трудностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, катастроф.
Оценка индивидуальной нуждаемости является неотъемлемой частью процесса социального обслуживания и проводится в интересах гражданина в целях:
- обеспечения права граждан на получение социальных услуг;
- определения единых критериев для составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа);
- определения формы социального обслуживания (на дому, стационарное), объёма обслуживания.
-профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
- разработки системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Оценка индивидуальной нуждаемости проводится при первичном признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или при пересмотре индивидуальной программы, необходимости изменения формы социального обслуживания, увеличения установленного минимального объема рекомендуемого социального обслуживания на дому.
Повторная оценка индивидуальной нуждаемости осуществляется с учётом результатов реализации индивидуальной программы, но не реже 1 раза в 3 года.
Оценка индивидуальной нуждаемости включает:
- оценку условий жизнедеятельности гражданина, необходимых для определения его потребностей;
- выявление факторов риска, отягощающих или способствующих возникновению ухудшения условий жизнедеятельности гражданина;
- изучение возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности в соответствии с соответствующей методикой (приложение № 1 к Положению);
- выявление факторов, положительно влияющих на условия жизнедеятельности гражданина, в том числе анализ активности гражданина по преодолению имеющихся ограничений;
- установление степени индивидуальной нуждаемости в предоставлении социального обслуживания (далее - степень индивидуальной нуждаемости) (приложение № 2 к Положению);
- определение формы социального обслуживания (на дому, стационарное);
- определение возможности и объёма участия трудоспособных родителей, супругов, совершеннолетних детей в уходе и оплате социальных услуг при предоставлении социального обслуживания их родственникам;
- установление минимального объёма социального обслуживания на дому
Показаниями к социальному обслуживанию на дому для лиц пожилого возраста и инвалидов является индивидуальная нуждаемость в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Социальное обслуживание на дому может предоставляться лицам с 1 - 10 степенью индивидуальной нуждаемости.
Показанием к стационарной форме социального обслуживания для лиц пожилого возраста и инвалидов является частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и индивидуальная нуждаемость в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания предоставляется лицам с 6-10 степенью индивидуальной нуждаемости.
Лицам с 1-5 степенью индивидуальной нуждаемости социальное обслуживание в стационарных организациях предоставляется при наличии следующих факторов риска:
- отсутствие жилья;
- отсутствие необходимого наблюдения и ухода;
- наличие причины, обуславливающей невозможность проживания с родственниками.
МБУ «ТЦСОН ж.р. Промышленновский г. Кемерово», ул. Варяжская, 23 тел./факс 60-65-99; официальный сайт: tcson.ru ;
E-mail: cozpro.72@mail.ru